Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 01:47

Гродненская старина

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Забытая святыня
[ Скачать с сервера (1.59 Mb) ] 23.12.2018, 11:37

Полную версию сайта со снимками можно скачать с этой странички (с сервера, см.выше)

 

Александр Севенко

Забытая святыня
 
В конце ХIХ – начале ХХ века в Гродно существовал довольно крупный православный храм, о котором сегодня знают лишь немногие жители областного центра Принеманья. Он находился вблизи Занеманской части города и принадлежал войскам Гродненского гарнизона. Храм являлся лагерной дивизионной церковью и был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

О каком лагере и дивизии идет речь? Дело в том, что с конца 1860-х годов до 1892 года в теплое время года (с первых чисел мая до начала сентября) полки Гродненского гарнизона из состава 26-й пехотной дивизии (101-й пехотный Пермский, 102-й Вятский и 103-й Петрозаводский), а также 104-й пехотный Устюжский полк того же соединения, дислоцированный в неподалеку от Гродно, в Багратионовском Штабе близ г. Августова Сувалкской губернии [1, с.45], обыкновенно стояли лагерем на левом берегу Немана, возле полотна железной дороги [2, с. 233]. Там войска усиленно занимались боевой подготовкой, в том числе стрельбой из стрелкового оружия.

В 1892 году лагерь со старого насиженного места перенесли на территорию имения Румлево, переданного военному ведомству вдовой его бывшего владельца генерала Васильковского. Местность, отведенная под летний военный лагерь, быстро преобразилась. Были построены домики для семейных и бараки для холостых офицеров, штабные здания, помещение лагерного офицерского собрания, полковые палаточные городки, а также необходимые хозпостройки, в том числе дивизионная баня, дезинфекционная камера, прачечные для солдат, лавка, мостики. Военнослужащие не забыли и про тактическое поле, тир и войсковое стрельбище, гимнастические городки, полковые плацы для построений, карцеры для арестованных нижних чинов. Тогда же проложили дороги и дорожки внутри лагеря и узкоколейную железную дорогу на конной тяге для подвоза провизии и других грузов из города. На Немане, на левом берегу которого находился лагерь, устроили купальню, каменную пристань для пароходов и паром [2, с. 235-239].

Таким образом, в лагере для полного автономного существования войск не хватало только церкви. Если быть точным, полевые походные храмы существовали в каждом из вышеперечисленных четырех полков, но в летнее время в лагере они размещались в палатках, были неудобными и маловместительными. В палатку могло войти лишь несколько десятков военнослужащих, в то время как постоянный гарнизонный военный храм – нынешний Покровский собор, в свое время вмещал, по разным оценкам, от двух до пяти тысяч верующих.

Еще в 1888 году начальником 26-й пехотной дивизии стал генерал-лейтенант князь Александр Петрович Щербатов [2, с. 235], один из основателей «Священной лиги» - офицерской организации, возникшей сразу после убийства императора Александра II с целью охраны государя и защиты России от действий революционеров [3, с. 266]. В 1898 году князь был назначен командиром 2-го армейского корпуса, штаб которого дислоцировался в Гродно и в который организационно входила 26-я пехотная дивизия. В 1899 году Щербатов был произведён в генералы от инфантерии. Именно по инициативе этого военачальника и по его распоряжению была возведена и лагерная дивизионная церковь [2, с. 235].

Если говорить о времени постройки лагерной церкви, то оно наверняка не известно, но примерный период возведения храма определить возможно. В книге Цитовича Г.А. «Храмы армии и флота» (Пятигорск, 1913) сказано: «Лагерная церковь 26-й пехотной дивизии. Находится в 2-х верстах от города, в центре дивизионного лагеря. Устроена церковь сия в 1889 году на средства полков дивизии. Здание - деревянное, в два света, - длиною 28 аршин; на крыше поставлено пять глав. Звонница устроена подле церкви» [4, с. 151 - 155]. Указанная Цитовичем дата постройки – 1889 год, вероятно, ошибочна. Во-первых, лагерь на новом месте оборудовался, начиная с 1892 года, во-вторых, об этом храме нет упоминания в Гродненском православно-церковном календаре 1899 года, в котором, однако, содержатся сведения о других военных храмах, существовавших на территории Гродно и одноименной губернии до 1897 года [5]. В то же время лагерная церковь упоминается в труде М.Н. Вахрушева «История 101-го пехотного Пермского полка», изданном в 1897 году. Таким образом, храм, вероятнее всего, возведен после 1892 года, но по времени ближе к 1897 году.

Церковь размещалась в районе нынешнего гродненского торгового центра «Брест», что на проспекте Янки Купалы. Следов существования храма на том месте не осталось, но бывшее место его нахождения легко определяется путем наложения старых карт начала ХХ века на современные планы местности. Так, расположение лагерной церкви было обозначено типовым топографическим знаком в виде креста на немецкой карте города Гродно и его окрестностей периода Первой мировой войны, которая сохранилась до наших дней и доступна гродненским краеведам.

Церковь была освящена в честь святого благоверного князя Александра Невского. Дело в том, что до возведения в Гродно в начале ХХ века военного храма (современного Свято-Покровского православного собора) по улице Муравьевской (нынешней Ожешко) роль дивизионного храма выполняла Александро-Невская церковь (не сохранилась, разобрана в 1938 году), которая находилась на Дворцовой (нынешней Тизенгауза) площади. Она была освящена в 1870 году, после 1872 года передана 26-й пехотной дивизии, личный состав которой активно участвовал в ее возведении, и принадлежала этому соединению вплоть до 1900 года, когда в церкви был открыт самостоятельный приход [6, с. 48-59; 7, с. 306 - 309]. Летняя лагерная церковь являлась приписной к этому главному храму, а потому по праву носила его имя. К тому же, благочинный 26-й пехотной дивизии назначался из полковых священников 101-го пехотного пермского полка, походная церковь которого также была освящена в честь святого благоверного князя Александра Невского [4, с. 151 - 155].

В начале 1900 года было принято решение о строительстве новой гарнизонной церкви, возведение которой началось в 1900 году, а освящение состоялось 30 сентября 1907 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы [8, с. 33 - 36]. Она стала основным храмом 26-й пехотной дивизии, в котором хранились походные церкви 101-го и 103-го пехотных полков [8, с. 40 - 41], а лагерная дивизионная церковь была к нему приписана.

На сегодняшний день известно уже три изображения лагерной дивизионной церкви: одна открытка с подписью типографским способом: «Гродно. Лагерная Церковь 26 пехотной дивизии», изданная до Первой мировой войны, и 2 фотографии 1916 года, периода оккупации города Гродно кайзеровскими войсками. Сохранилась также открытка с изображением интерьера храма, изданная до Первой мировой войны, также подписанная: «Гродно. Лагерная Церковь 26 пехотной дивизии». Обе открытки хранятся в коллекции известного коллекционера Феликса Ворошильского, а две фотографии 1916 года – в частном собрании Михаила Мещанинова. Все эти изображения опубликованы в сети Интернет и доступны гродненским краеведам.

Судя по сохранившимся снимкам, церковь выглядела величественной. Это была достаточно большая постройка крестово-купольного типа в ретроспективно-русском стиле, длинной примерно 20 метров, увенчанная пятью куполами, с довольно большим центральным световым барабаном. Слева от входа в церковь возвышалась деревянная двухъярусная колокольня шатрового типа. По мнению историка Игоря Трусова, храм был возведен по одному из типовых проектов, имеющихся в распоряжении военного ведомства, хотя это пока точно не установлено.Территория вокруг храма была благоустроена. Его обнесли забором, обсадили деревьями и кустами. Перед церковью была оборудована обширная площадь. Таким образом, храм выглядел весьма живописно. Без сомнения, церковь являлась одним из крупнейших и красивейших православных деревянных храмов, когда-либо существовавших на территории Гродненской губернии.

Церковь вмещала не менее тысячи человек. Однако в летнем лагере находилось от 6 до 8 тысяч военнослужащих и члены семей офицеров (от нескольких десятков до нескольких сотен человек), а потому отдельные молебствования и ритуалы, в которых должен был участвовать весь личный состав, могли осуществляться на открытом воздухе: на площади перед храмом, а также на полковых плацах или на тактическом поле, то есть на обычных местах построений воинских частей.

Интерьер храма был изящным и соответствовал всем требованиям, предъявляющимся к православной церкви. Световой барабан храма покоился на четырех деревянных столбах. Алтарная часть отделялась резным одноярусным иконостасом, иконы которого были написаны в академическом стиле. На царских вратах размещались две овальные иконы архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами - полукруглая Тайная вечеря. В местном ряду имелись достаточно крупные прямоугольные ростовые иконы Спасителя, Богородицы и св. Александра Невского. По обе стороны от иконостаса находились киоты с иконами в окладах, скорее всего, Иисуса Христа и Богоматери. На окладе иконы, размещенной в киоте справа от входа в алтарную часть, размещались, согласно старой белорусской традиции, многочисленные серебряные вотивные подношения, что свидетельствует о ее чудотворности. Особо почитаемые иконы, одна из которых, несомненно, - икона святого благоверного князя Александра Невского – полковая икона 101-го пехотного Пермского полка [8, с. 40], размещались на трех или четырех аналоях вблизи алтарной части. В церкви имелась и вся необходимая для богослужения утварь, приобретенная на пожертвования офицеров и нижних чинов дивизии, а также жителей города Гродно - членов семей военнослужащих. Вблизи алтарной части располагались венские стулья, предназначавшиеся, по всей видимости, для начальствующего состава дивизии.

Как отмечает историк Светлана Силова, порядок совершения богослужения в воинском храме не отличался от установленных, канонических правил. Требы совершались все и постоянно. Священнослужители исповедовали и причащали солдат и офицеров. Крещение, венчание, соборование, отпевание совершалось для офицеров, которые со своими семьями жили в лагере, для сверхсрочных унтер-офицеров и солдат. Требы отражали и «семейный характер» военной службы (например, освящение офицерской квартиры в домиках "семейной линейки" лагеря). Сугубо военный характер носили молебны перед началом сражения (учения), перед отправлением в поход, перед праздничным парадом. Особую службу выполняли при освящении знамени воинской части. Обязательным богослужением сопровождались полковые праздники. В традициях Российской армии полковые священники должны были присутствовать на офицерских собраниях и военных советах и выступать по вопросам, связанным с настроениями личного состава, с распространением благочестия среди солдат и офицеров[9].Священники церкви должны были принимать участие «в крестных ходах и других торжественных служениях, совершаемых всем местным духовенством» [10].

Военные церкви, по утверждению священнослужителя Гродненской православной епархии иерея Иоанна Кояло, в тот период не имели настоятелей. Священники, которые служили в них, являлись хранителями ключей и печати, но не распоряжались деньгами. Деньги хранились в особом полковом ящике. Священник, ктитор или староста могли расходовать суммы до 100 рублей, но только с разрешения командира полка. Для больших трат требовалось разрешение Протопресвитера. В штате храма состоял ктитор. На эту должность начальником 26-й пехотной дивизии или командиром 101-го пехотного Пермского полка назначался офицер или военный чиновник. В его обязанности входило содействовать увеличению дохода храма, выполнять необходимые расходы, хранить церковное имущество [10].

Старшими священниками этого храма и одновременно благочинными 26-ой дивизии были полковые священники 101-го Пермского полка. Они исполняли целый ряд важных послушаний, выполняли функцию посредников между подчиненным им духовенством и высшей военной духовной властью. Благочинный 26-ой дивизии осуществлял контроль над вверенным им военным духовенством и имуществом. По рангу он соответствовал воинскому чину полковника и имел право разбирать взаимные споры и жалобы духовных и светских лиц на членов притча. Полковой священник 101-го Пермского полка, как старший священник храма, должен был духовно окормлять как военных прихожан храма, так и членов их семей, преподавать Закон Божий, вести документацию, проповедовать [10].

Остальные полковые священники дивизии приравнивались к офицерам в звании капитана и занимались духовным окормлением военнослужащих своего полка и членов их семей, проповедью слова Божьего и преподаванием Закона Божьего. Если говорить подробнее, их главными обязанностями были: совершение в дивизионной лагерной или походных полковых церквах богослужений во все воскресные и праздничные дни; по соглашению с полковым начальством подготовка военнослужащих к исповеди и принятию Святых Таинств с помощью поучений и внебогослужебных собеседований; совершение Таинств и молитвословий для военнослужащих в церкви и их домах; подготовка церковного хора для пения при богослужениях; ведение бесед, наставление воинов в истинах Православной веры и правилах благочестия, назидание и утешение болящих в лазаретах; преподавание Закона Божия в полковых школах, солдатским детям, учебным командам (с согласия военного начальства они могли устраивать внебогослужебные беседы и чтения)[9].

Сегодня немного известно о священнослужителях лагерной дивизионной церкви. Благочинным 26-й пехотной дивизии с 1886 года до 1908 года (включительно) был полковой священник 101-го пехотного Пермского полка протоиерей Дмитрий Иванович Внуков, который и являлся одним из основателей и старшим священником этого храма [11]. Священный сан он принял около 1849 года [10]. Священник награждался наперстным крестом, набедренником, скуфьей и камилавкой, окончил Рязанскую духовную семинарию, был женат, к 1889 году на службе 41 год, в должности с 1886 года [9]. Некоторое время протоиерей Дмитрий Внуков служил и в Александро-Невской церкви города Гродно. Он был духовно опытным, глубоко пожилым человеком [10].

В дальнейшем на обеих должностях его сменил священник Михаил Радугин. Отец Михаил родился 1 ноября 1861 года (по старому стилю) в селе Середниково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье дьячка Ивана Кузьмина Радугина, дьяконского сына. Мать Михаила звали Евдокией Павловой. В 1863 году отца будущего священника перевели на место пономаря в село Александрово Рязанского уезда. Михаил Радугин окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию по 2-му разряду. Он был женат. С 1883 по 1887 год служил псаломщиком Севастопольского Адмиралтейского собора [12]. Затем, с 1887 года по 1902 год, он был полковым священником 104-го пехотного Устюжского полка, в дальнейшем являлся священником церкви Гродненского военно-местного лазарета, который располагался в гродненском Новом замке. Там же размещалась квартира лица духовного звания. В 1908 году Михаил Радугин стал полковым священником 101-го пехотного Пермского полка и благочинным 26-й пехотной дивизии. Он также являлся законоучителем Гродненского Пушкинского четырехклассного училища. В тот период он проживал по адресу: Гродно, Дворцовая (сейчас – Тизенгауза) площадь, дом Кожевникова, затем - Купеческая улица (ныне – Карла Маркса), дом № 28 [11], а потом на Александровской (теперь - Буденого) [10].

Отец Михаил Радугин принимал участие в русско-японской войне 1904-1905 годов, за что поощрялся одной или двумя медалями [12]. В 1914 году он являлся делегатом I съезда военного и морского духовенства от Виленского военного округа [13, с. 129]. Священнослужитель вместе с 26-й пехотной дивизией участвовал в Первой мировой войне [12].

Священник Михаил Радугин отмечался следующими наградами и поощрениями: в 1898 году – камилавкой, в 1906 году – орденом Святой Анны 3-й степени, в 1913 году – благословением святейшего Синода с грамотой, 26 февраля 1915 года – наперстным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества (такой высокой наградой отмечались лица духовного звания, совершившие подвиг при непосредственной опасности для собственной жизни), 17 июня 1915 года – саном протоиерея, 2 июля 1915 года – орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами [13, с. 129]. По сохранившейся фотографии отца Михаила можно сделать вывод, что он имел и другие награды [10]. Сведения о нем в доступных исследователям в настоящий момент документах обрываются в июле 1915 года, дальнейшая судьба неизвестна[12].

В лагерной церкви, очевидно, в летнее время служили остальные полковые священники 26-й пехотной дивизии: полковой священник 102-го пехотного Вятского полка Василий Шумовский, 103-го пехотного Петрозаводского полка - Авксентий Туревич и другие [11].

Когда румлевский лагерный храм прекратил свое существование? Наиболее вероятное время его разборки – 1919 год или ближайшие после этой даты годы, то есть период, когда Гродно вошел в состав II Речи Посполитой. Известно, что храм благополучно пережил период кровопролитных и разрушительных боев за Гродно в августе – сентябре 1915 года. Немецкие оккупационные власти не спешили его демонтировать, во всяком случае, в 1916 году церковь еще существовала и находилась в хорошем состоянии, что можно увидеть на имеющихся в нашем распоряжении фотоснимках. Не исключено, что она могла использоваться в качестве храма для удовлетворения религиозных нужд воинских частей и подразделений немецкого гарнизона, занявшего и территорию бывшего румлевского летнего военного лагеря. Видимо, уже после передачи полномочий польским властям и эвакуации германских подразделений в апреле 1919 года из города Гродно храм был разобран.



Использованные литература и источники:



1. Краткое расписание сухопутных войск. Исправлено по 1-е июля 1903 г. СПб.: Военная типография. 1903. – 173 с.

2. Вахрушев М.Н. История 101 пехотного Пермского полка. 1788 – 1897. СПб.: Типография Е.А.Евдокимова, 1897. 239 с. + 112 с. (приложения).

3. Черепица В.Н. …Не потерять связующую нить: История Гродненщины XIX – XX столетий в событиях и лицах (исследования, документы, комментарии): Монография. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 420 с.

4. Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913, 520+40+XIV с.

5. Гродненский православно-церковный календарь, или православие в Брестско-Гродненской земле в конце ХIХ века. В 2-х т. – Воронеж, 1899 год.

6. Саяпин В. Утраченные храмы Гродно. Софийский собор. Александро-Невская церковь. – Гродно: ООО "ЮрСаПринт", 2012. – 64 с, ил.

7. Орловский Е. Гродненская старина. – Гродно, 1910. С. 306 – 309.

8. Трусов И. Часовни, домовые и военные церкви в Гродно. Краткий исторический очерк. 1803 – 1915 г.г. – Гродно: ООО "ЮрСаПринт", 2011. – 56 с., ил.

9. Силова, С. В. Православные священники в русской армии в конце XIX – начале ХХ вв. (на примере Гродненской губернии) / С. В. Силова // Боевое братство славян на защите мира : сб. науч. ст. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: С. А Пивоварчик (гл. ред.) [и др.]. – Гродно, 2012. – С. 90–102.

10. Иерей Иоанн Кояло. История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период // http://pokrovgrodno.org/ru/publication/istiriya-sobora-Koyalo.

11. Памятные книжки и адрес-календари Гродненской губернии за 1888-1915 годы.

12. http://www.rusalbom.ru/photo/default/39174

13. Крымская книга памяти Великой войны / сост. А. И. Григоров. – М.: ООО МИД, 2014. – Т.1.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Белорусс
Просмотров: 493 | Загрузок: 18 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz