Гродно раскрывает тайны: Загадка старинной гравюры
Гродно в Великом княжестве Литовском. Гравюра Г. Боденера, начало XVIII века.
Город
Гродно издавна оказывал глубокое впечатление на путешественников своей грандиозной
панорамой, открывавшейся с левого берега реки Неман: древние архитектурные
шедевры гармонично увенчивали вершины принеманских холмов, а над кривыми
улочками, тесно застроенными домами ремесленников, живописно возвышались башни
и шпили ратуши и многочисленных костелов, а также кровли православных церквей. Именно
таким город предстал в 1567 году перед немецким художником Гансом Адельгаузером,
который запечатлел увиденное на рисунке, а в 1568 году известный нюрнбергский
издатель Матиас Цюндт отпечатал по его изображению большую настенную гравюру.
Так Гродно стал первым населенным пунктом Беларуси, Литвы и Украины,
изображенным на гравюре. В последующие годы гравюры города на Немане изготовили
Гогенберг и Браун (1575), и многие другие издатели. Большинство из них за
образец использовали работу Матиаса Цюндта. Оригинальную гравюру города
исполнил в 1600 году Томаш Маковский. Все вышеперечисленные изображения Гродно
отличались глубокой детализацией и относительной точностью, которые позволяют
не только увидеть, как выглядел город в те далекие времена, но и многое
рассказать об его архитектуре, экономике и культуре.
Вместе
с тем существует еще одна гравюра Гродно, которая повергает в шок историков,
архитекторов и краеведов – работа Г. Боденера. На ней изображен типичный
западноевропейский город с большим раннеренессансным замком в центре и
готическими храмами по обе стороны от него. Впечатление завершает каменная
стена с высокими башнями, за которой виднеются многочисленные дома горожан.
Картинка мало согласуется с другими дошедшими до нас видами города,
свидетельствами археологов и историей. Можно было бы сказать, что это не
Гродно, и тем самым прекратить дальнейшую дискуссию, если бы не одно «но»: на
ленте в верхней части гравюры написано заглавие - «Grodno. Im Gross Hertzogthu
Litthauen» («Гродно в
Великом княжестве Литовском»).
Ученые давно ломают копья над этой загадкой, называя гравюру то экзотической,
то фантастической, а то и относя ее к другому старинному белорусского городу –
Могилеву. Там когда-то существовал похожий замок, также запечатленный на
гравюре. Однако, приходится с ходу отмести эту версию: замок похож по архитектурному
стилю, но однозначно не тот.
Панорама Могилева. Немецкая гравюра XVIII века.
Несмотря
на все казусы, достаточно красивую гравюру Боденера с величественной панорамой
Гродно можно без труда найти во многих работах, посвященных истории областного
центра Принеманья. И многие годы, встречая это нетипичное изображение на
страницах книг, я также задумывался над его загадкой. Давайте на каверзный
вопрос: «Гродно это или не Гродно?», попробуем ответить вместе.
Раскрашенный вариант гравюры Г. Боденера с изображением Гродно (с сайта Artinfo.pl)
Наше
расследование начнем с личности художника, подпись которого «Г. Боденер»,
присутствует на полотне в его нижнем правом углу. Известно, что гравюра издана в
начале XVIII века. В то
время в Западной Европе работало целых два известных немецких картографа и художника-гравера
по фамилии Боденер (Bodenehr),
причем имена у обоих были Габриэль. Это Габриэль Ганс Георг Боденер (1664 –
1758), и Габриэль Боденер Второй (8.2.1673 – 21.8.1765). Оба они принадлежали к
роду известных картографов, граверов и издателей из Аусбурга, и были, по-видимому,
названы в честь общего предка, картографа Габриэля Боденера (1604 – 1658). Боденерам
принадлежит множество карт и гравюр городов и замков Западной Европы. Проанализировав
их работы, можно склониться к выводу, что гравюру Гродно создал, по всей
видимости, Габриэль Ганс Георг Боденер. На его видах Нарвы и Ивангорода, и многих
других изображениях, мы видим аналогичные нашей гравюре ленточки с заглавиями.
Гравюра на меди с изображением Нарвы и Ивангорода работы Габриэля Ганса Георга Боденера (1664 - 1758), 1720 г.
Известно,
что работы Габриэля Боденера отличались точностью. Немецкий бюргер,
подготовивший множество талантливых учеников, дорожил не только личной маркой
мастера, но и славой своей всемирно известной фамилии. Так как же получилось,
что гравюра с изображением Гродно стала настолько не точной, что потомки
приписали ее автору буйную фантазию? Ответ
на этот вопрос прост: Габриэль Боденер никогда не был в Гродно. Свою работу он
делал, используя рисунки других художников. В этом и коренится отгадка тайны –
у автора имелись некие изображения, подписанные как Гродно, которые Боденер
некритично принял за образец, а дальше, как говорится, дело техники. Сопоставив
имеющиеся виды, он на высоком профессиональном уровне выполнил работу, которая
не оставляет равнодушным и много веков спустя.
Последовательно
анализируя силуэты зданий на гравюре, изображенные справа от замка, можно
узнать нечто очень похожее на Фару Витовта, гродненскую ратушу и Симеоновскую
церковь, а далее и костел Бернардинского монастыря, правда, без привычной нам
высокой колокольни. Однако именно так он выглядел в конце XVI - начале XVII века. По характерным деталям видно, что
Боденер использовал гравюру Томаша Маковского 1600 года, либо более поздние ее
перерисовки. Эта часть Гродно окружена стеной с двумя высокими башнями, которые
также перекочевали с гравюры Маковского, где были нарисованы справа от
Бернардинского монастыря. В оригинале они служили укреплениями ныне
малоизвестного третьего гродненского замка – деревянного, а впоследствии
ставшего бастионным, располагавшегося на холме между Бернардинским монастырем и
современным железнодорожным мостом. Он предназначался, в отличие от других
гродненских замков, где размещались королевские службы, для укрытия в военное время простых
горожан.
Слева направо: Фара Витовта, Ратуша, Симеоновская церковь, Бернардинский костел и стены деревянного замка с двумя башнями на гравюре Томаша Маковского 1600 года.
Осталось
выяснить, что за здание с башней находится в дальней левой части гравюры. По
всей видимости, это – еще одно изображение Фары Витовта, или, возможно, костела
монастыря Бернардинок, который уже существовал в эпоху Боденера, но почему-то
оказался расположенным с другой стороны от замка, к тому же показан с
крестово-купольной планировкой, подобно Иезуитскому костелу (освящен в 1705
году) или базилианскому храму Рождества Богородицы, воздвигнутому между 1720 и
1751 годами.
А
вот с гравюры Цюндта, либо с других полотен, копирующих его работу, Боденер позаимствовал
домик у моста, причем, по гродненской традиции XVI века, ближнюю к нам стену здания показал
как фахверковую конструкцию. Правда, в его варианте эта постройка превратилась
в водяную мельницу. Из того же источника, возможно, взят и ряд домиков слева от
нее, а также фрагмент забора на переднем плане. На этом, однако, сходство
заканчивается. С какого образца Боденер перерисовал величественный замок,
городские ворота и другие детали в центральной и дальней левой части гравюры,
пока не понятно.
Так,
может, существовало и другое Гродно, изображения которого автор по ошибке
использовал в своей работе? Вы не поверите, но так оно и есть! Это - замок
Гродно (Grodno)
в Западной Польше, в Силезии, который возвышается на вершине горы Хоина в
живописной северной части Совьих гор. У его подножия протекает река Быстшица Свидницка.
Замок был построен в 1198 году князем Болеславом Высоким и за прошедшие с тех
пор восемь столетий неоднократно перестраивался. Свой наибольший расцвет он пережил
в первой трети XVII
века, когда и был, по всей видимости, запечатлен на картине, которую использовал
Боденер. Силуэт дошедшего до нас более позднего его рисунка очень напоминает контуры замка с гродненской
гравюры Боденера, только там он приукрашен многочисленными башенками и выполнен
в современном автору стиле. Однако план укрепления, некоторые характерные
детали и этажность достаточно высоких замковых зданий совпадают.
Замок Гродно в Польше
Наличие
иллюстрации польского замка Гродно спутало Боденеру все карты. Пытаясь вписать
его в контуры нашего города, он использовал всю свою фантазию и богатый профессиональный
опыт. Старый замок с гравюры Маковского, как и королевский двор, на месте
которого позже возник Новый гродненский замок, были отброшены как раритеты, и в
освободившееся пространство немецкий автор посадил их более презентабельного
западного собрата. При этом своды каменного многопролетного моста силезской
твердыни превратились в арочные ворота города Гродно, башня предмостного
укрепления стала одной из высоких башен городской стены в центре гравюры, а стены,
идущие перпендикулярно от нее, стали стенами, проходящими по краю неманского
моста. Сам мост обратился в некую дамбу с дорогой, ведущей в город. Дощатый мостовой
настил с видов Цюндта и его подражателей стал дощатым забором, за которым
зацвели сады, а могучая река Неман неожиданно пересохла, превратившись в небольшую
изгибающуюся речушку с миниатюрным мостиком на переднем плане. Ее контуры вплоть
до моста совпадают с обводами левого берега Немана на других, более узнаваемых
гравюрах Гродно.
Итак,
подытожим наши результаты. Пытаясь соблюсти точность и совместить
несовместимое, Боденер создал химеру, представляющую собой, тем не менее,
оригинальный градостроительный шедевр-фантазию на тему Гродно.
Но
разрешили ли мы загадку старинной гравюры? Скорее всего, да. Это – однозначно
Гродно, как и указано в названии. И, значит, гравюру Боденера можно смело использовать
как еще один ценный источник по истории архитектуры и градостроительства нашего
города. Впрочем, дискуссия по поводу гипотезы, действительно ли в центре
гравюры изображен силезский замок Гродно, а также по вопросам отождествления
отдельных изображений костелов и других архитектурных доминант, скорее всего,
продолжится. А это значит, что грядут новые удивительные догадки и открытия,
касающиеся истории города Гродно.
Представители семейства картографов, издателей и граверов Боденер из Аусбурга (Южная Германия) по имени Габриэль. Немецкие гравюры XVIII века.
|