Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 23:12

Гродненская старина

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

История кладбищ в деревне Привалка
30.10.2011, 21:57
      Александр Викторович Севенко
 
 
       История кладбищ в деревне Привалка
(Гожского сельского совета Гродненского района Гродненской области)
 
      Ныне действующее кладбище в деревне Привалка (Привалки) издавна было приходским католическим кладбищем местного костела. В настоящее время оно имеет статус коммунального кладбища. Привалковский некрополь обладает весьма древней историей, которая неразрывно связана с судьбой этих мест. Можно выделить несколько периодов в его летописи, которые подробно рассмотрены в этом исследовании.
 
 
       Древнее Привалковское (Райгородское) кладбище
 
       Древнее Привалковское кладбище, со слов старожилов, находилось в районе современного комплекса по откорму крупного рогатого скота (первоначально здесь располагалась птицеферма), на берегу нынешней старицы, а когда-то - реки Неман. Остатки этого некрополя были уничтожены в годы советской власти. Судя по тому, что новое кладбище расположено на очень возвышенном месте, старый погост во время разлива в прошлом более полноводного Немана мог часто затапливаться водой, и по этой причине захоронения там прекратились.
 
       Старый привалковский некрополь располагался не так далеко от от легендарной крепости XIII-XIV века Райгорода (по-литовски – Райгардас, или «Город на болоте»), передового укрепления Великого княжества Литовского, прикрывавшего крестоносцам путь в Принеманье. От этой сторожевой крепостицы и ведет свой отсчет населенный пункт Привалка. Небольшой деревянный замок был построен на хорошо защищенном острове, образуемом Неманом и его заболоченной старицей. Он находился на расстоянии одного конного перехода от Гродненских замков, и защищал сухопутный и водный пути из Литвы в Гродно, а также переправу через Неман. В случае вторжения большого вражеского войска защитники Райгорода сдерживали врагов, пока гонцы на лошадях скакали в Гродно, чтобы предупредить гродненского князя или каштеляна и дать возможность собрать войска и укрыть горожан за крепостными стенами.
 
       В результате многочисленных вторжений крестоносцев замок Райгород был стерт с лица земли, «провалился под землю или в Неман», как рассказывают местные старожилы, отсюда, с их слов, и название селения, которое возникло рядом с исчезнувшим замком – «Провалка». Со временем оно якобы трансформировалось в Привалку. Жители, в принципе, не заблуждались, когда связывали название своего населенного пункта с замком Райгород, ведь, скорее всего, оно произошло от словосочетания "при валах" (в смысле - при крепостных или замковых валах), поэтому и Привалка. Этот факт, кстати, свидетельствует о большой древности поселения, возникшего не позже XIV века. Новая крепость, заменившая сожженный Райгород, была построена неподалеку от этого места – на неманском острове возле населенного пункта Перелом.
 
       По более поздней легенде, когда-то на Святой горе стояла церковь, которая "провалилась" под землю. Там же, в земле, скрыт венчавший ее золотой крест, свет от которого можно увидеть по ночам. Легенда связана с созвучием слова Рай (Рай-город) с христианским раем. На самом же деле "рай" или "райстас" переводится с литовского как болото, иногда переводят как заболоченный лес. Действительно, старица Немана рядом со Святой горой заболочена, к тому же поросла лесом. У предыдущих поколений нынешнего славянского населения Привалки Рай-город трансформировался в Святой город, а затем и в Святую гору, поскольку память о существовании средневекового укрепленного городка постепенно утрачивалась. Связанное с крепостью понятие "при валах" также потеряло свой первоначальный смысл и трансформировалось в Провалку, соответственно, легендарный город или церковь "провалились".
 
       С той далекой поры Неман еще как минимум один раз изменил свое русло, и предполагаемое место нахождения замка Райгород - так называемая Святая гора, ныне поросшая лесом, находится рядом со старицей и излучиной Немана непосредственно на границе Литвы и Беларуси, на белорусской стороне. На горе прослеживаются остатки кольцевого вала с проемом для въезда, а у ее подножия - остатки оборонительного рва. С востока к ней примыкает участок леса - урочище Райгород, с юга - распаханные поля СПК "Гожа". Ниже по течению Немана, уже на территории современной Литовской республики, раскинулась живописная долина Райгардас. В советское время на Святой горе располагалась база отдыха Гродненского кожзавода, там были построены деревянные строения.
 
               На древнем Привалковском кладбище, возможно, и были похоронены защитники легендарной крепости – православные и католики, и, может быть, даже язычники. На нем же погребены и многие поколения жителей местечка Привалка или Пшевалка, которые сотни лет жили на этой земле. Местечко было густонаселенным и насчитывало до полутора тысяч жителей, занимавшихся хлебопашеством, рыбной ловлей, торговлей и ремеслом. В 1792 году оно получило магдебургское право и собственный герб, здесь проводились ярмарки, работали постоялые дворы и шинки. Так как кладбище являлось приходским (парафиальным), на нем хоронили жителей многих окрестных деревень, которые относились к приходу Привалковского костела. Жители этих мест издавна были, в большинстве своем, католиками. Костел размещался тут же, на бывшем берегу Немана (ныне старица), рядом с этим древним кладбищем. Он был построен, возможно, уже при князе Витовте, в конце XIV века, или в конце XV века, при правлении Александра Ягеллончика (при этом великом князе Литовском и короле польском был построен костел в деревне Гожа, расположенный неподалеку), и к концу XVI века он уже развалился от ветхости или сгорел.
 
     Одно из первых упоминаний Привалки в документах (Метрика ВКЛ, книга 30, документ 129) - 1546 год. В то время Привалка (в документе названа как Перевалка) была административным центром державы - государственного имения. Ею управлял "державъца перевалский пан Каспор Кунъцович (Кунъцевич) - эконом государственного имения, одновременно - начальник местного государственного управления и суда, который имел право судить мещан, государственных крестьян и местную шляхту. В 1557 году (Метрика ВКЛ, книга 43, документ 32), "державцем перевалским" был "пан Крышътофъ Юревичъ Завиша", маршалок короля Жигимонта Августа.
 
       В 1609 году, в правление Великого князя Литовского и короля польского Сигизмунда III, в Привалке был построен новый деревянный костел. Где он находился, точно не известно: то ли на месте старого костела, то ли на новом месте – в центре уже достаточно далеко разросшегося вдоль принеманской дороги местечка, там, где возвышается современный костел. По старой католической традиции, рядом с храмом и под его полом хоронили фундаторов (жертвователей) и именитых жителей местечка и окрестностей.
        
        Часть из знаменитых людей Привалки были похоронены в более престижных костелах, в том числе в Гродно. Так, в костеле гродненского бернардинского монастыря, в монашеских хорах когда-то была вывешена надгробная хоругвь привалковского старосты Владислава Казимира Гешковского (Władysława Kazimierza Giesykowskiego) - придворного короля Польши и Великого князя Литовского (с 1632 по 1648 год) Владислава IV Сигизмундовича Вазы, сделанная на средства жены Владислава Гешковского Ельжбеты Швабовны (Elżbiety Szwabówny) с надписью: "D.O.M. Perill[ust]ris ac magnifici dominus, d[omi]ni Vladislaus Cazimirus Gieszkowski, capitaneus przewalscensis ac serenissimi Vladislai IV r[egis] P[oloniae] aulicus. Quem genus illustraverat, virtus extulerunt. Mors prostravit, et obsouravit. Hic quiescit post fata. Coniunx maestissima remanens D[omi]na Elisabeth Szwabowna, capitanea przewalensis, hoc signum amoris et doloris sui posuit" (Информация из архива бернардинцев в Кракове цитируется по материалам Дороты Пирамидович в книге "Костелы и монастыри Гродно (1), Краков, 2012").
 
       Скорее всего, также в Гродно, в крипте одного из храмов, был похоронен и староста Привалки из знаменитого рода Огинских, который прославился постройкой нового привалковского костела в 1777  году.
 
 
       Еврейское кладбище в окрестностях Привалки 
 
       Вопрос о еврейском кладбище в Привалке требует дополнительного изучения, сведений о нем в научной литературе и в местных преданиях не имеется. А потому маловероятно, что где-то в окрестностях этой деревни могло находиться еврейское кладбище. Тем не менее, остается открытым вопрос: "Где хоронили жителей местечка соответствующего вероисповедания?". В округе нигде не сохранилось еврейского кладбища, основанного до 1820-х гг., ближайшие располагались в Сопоцкино, Скиделе, Озерах и Гродно, где также действовали синагоги и молитвенные дома. Но расстояние до этих населенных пунктов - достаточно большое. Скорее всего, ближайшее к Привалке еврейское кладбище когда-то существовало в местечке Гожа.
 
        Евреев выселили из Привалки, как и из Гожи, вероятно, в 1820-е годы, когда, в соответствии с указом Российского императора, им было запрещено проживать в сельской местности. К тому времени оба населенных пункта утратили магдебургское право и статус местечек. Так евреи, сотни лет жившие на этой земле, исчезли из Привалки и Гожи, и их кладбище, если оно существовало, было заброшено и забыто.
             
 
 
       Прикостельные захоронения XVIII - XIX века в Привалке
 
       В 1777 году старостой Привалки – магнатом Огинским – был построен новый деревянный костел, вблизи которого (и, возможно, под полом) хоронили местную знать и шляхту. Точное местонахождение этого храма известно – он располагался на месте современного костела Святого Иуды Фаддея, на улице, которая сейчас носит название Школьная. Костел был обнесен деревянной оградой, внутри которой и находились захоронения. Только одно из них сохранилось до нашего времени: могила Моники Любицкой из рода Янчевских и ее дочери Барбары Полковской (по первому мужу - Лукомской), умерших в 1855 году. Их надгробие представляет собой чугунный крест с табличкой, установленный на основание в виде массивного камня из розового гранита цилиндрической формы.
 
Могила Моники Любицкой и ее дочери Барбары Полковской
 
Надгробная доска Моники Любицкой и ее дочери Барбары Полковской
 
       Рядом с костелом, через улицу, находился плац (участок земли), где располагался дом ксендза и различные подсобные помещения. Справа от его ограды, если смотреть со стороны входа в костел, располагался небольшой плац, где по воскресеньям проходили торги с возов. Недалеко от костела располагались шинки. До наших времен дошло здание бывшего ресторана Жуковского (ныне - жилой дом) более позднего - межвоенного и военного времени, который в 1930-е годы был двухэтажным. В 1945 году ресторан был закрыт, а второй этаж снят и превращен в хозпостройку, хозяин репрессирован.
 
       В последней трети XIX столетия в Гродненской губернии периодически свирепствовали эпидемии холеры, и хоронить возле костела больше не дозволялось санитарными требованиями. Кроме того, в 1866 году, из-за активного участия местного католического клира и шляхты в «польском мятеже» (восстании 1863-1864 годов), костел в Привалке был закрыт российскими властями. Прикостельные могилы быстро пришли в упадок. Окончательно католические захоронения у Привалковского костела были ликвидированы в 1913 году, во время перестройки его в православную церковь. Вскоре, однако, эта церковь сгорела. Возможно, ее подожгли местные католики, а по другим сведениям, церковь была утрачена в ходе военных действий, развернувшихся здесь в годы Первой мировой войны.
 
       Сразу же после окончания войны, в 1919 - 1920 годах, на месте старого был построен новый деревянный костел с двумя красивыми вежами (башенками), с главной иконой Матери Божией Шкаплерной (святая католическая икона с горы Кармель), освященный в честь Святого Иуды Фаддея (Юды Тадэвуша). Он чудом сохранился до нашего времени, ведь в конце 1950-х - начале 60-х годов храм был закрыт и частично разрушен упавшими во время урагана на его крышу вековыми деревьями. Его долго не разрешали ремонтировать и планировали разобрать. После развала Советского Союза, в начале 1990-х годов, костел был восстановлен силами местных жителей и ныне является действующим. Захоронения рядом с храмом с 1860-х годов XIX века и до нашего времени больше не проводились.
 
Костел Святого Иуды Фаддея (Юды Тадэвуша) в Привалке
 
 
       Воинские захоронения в окрестностях Привалки
 
       В окрестностях Привалки разбросаны позабытые воинские захоронения самых разных времен и армий. Здесь лежат русские и ятвяжские, варяжские и литовские воины,  крестоносцы, враждебные и союзные татары, шведы, погибшие в ходе различных польско-шведских и Северной войн, польская и белорусско-литовская шляхта, повстанцы 1794, 1831, 1863-1864 годов, русские, советские, польские и немецкие солдаты, павшие в Первую и во Вторую мировую войны, жертвы Советско-польской войны 1920 г. Берег Немана, расположенный в белорусско-литовском, а ранее - и польском и немецком пограничье - веками был тропой войны, густо политой кровью воинов. При этом обозначенных воинских захоронений не сохранилось, за исключением остатков небольшого воинского кладбища, расположенного в лесу справа от въезда в деревню рядом с ее окраиной на расстоянии около 20 - 40 метров от дороги (сведения получены от местных жителей). На этом кладбище можно определить не более десятка могильных холмиков. По словам старожилов - это захоронения немецких солдат времен Первой мировой войны. И действительно, хочу добавить (это дополнение сделано в 2018 году - примеч. автора), что вскоре после появления этой публикации, в 2016 году, на месте военного кладбища у въезда в Привалку были проведены поисковые работы. Там были найдены останки 95 воинов германской Кайзеровской армии периода Первой Мировой войны, погибших в 1915 году. Поисковики также обнаружили фрагменты обмундирования и обуви, в том числе погоны с номерами полка и другие сопутствующие предметы.
     Таким образом, мы имеем довольно крупное захоронение германцев. А где же тогда захоронены их противники - воины Русской императорской армии? Сведений о братских могилах в самой Привалке не сохранилось, но в ее окрестностях такие захоронения несомненно имеются. Прежде всего, это одиночные и братские могилы в небольших населенных пунктах Дуброво и Свентоянск, которые находятся вблизи Привалки. Так, солдат 21-го Муромского полка Ахмет Ахматин был похоронен у деревни Свентоянск, кроме того, там имелось еще 11 одиночных могил. Сослуживец Ахматина Игнатий Некрасов был захоронен при урочище Дуброва. А всего в этом урочище имелось 9 братских могил, над всеми стояли кресты, а на некоторых из них сохранились надписи: "Здесь покоятся павшие в бою 11 февраля 1915 г. 21-го Муромского полка, 1 роты, 2 взвода - Кузьма Малыш, Федор Кожин, Федор Андреевич, Гонтрахам Сугатолин"; "Здесь похоронены убитые в бою 11 февраля 1915 года 4-го батальона 22-го пех. Нижегородского полка 17 человек и 2 человека 21-го Муромского полка". 3 могилы русских солдат существовали при деревне Шабаны. В саду имения Перелом, на расстоянии 100 саж. от жилого дома Марии Гейбович, имелась братская могила с эпитафией: "Здесь покоятся ефрейтор Федор Муравьев, фельдшер Яков Додоенко и Семен Зуев". Также совсем недалеко от Привалки, ныне это уже территория Литвы, на берегу Немана, в крестьянском защитном лесу дер. Друскеники были похоронены в одной могиле 18 солдат 21-го Муромского полка. Еще 9 воинов упокоились на Друскенинском православном кладбище. И, наконец, в нынешнем агрогородке, а тогда - селе Гожа, с левой стороны дороги, ведущей в деревню Барбаричи, на расстоянии 18 саж. от дома жителя этого села Онуфрия Романа, в 1915 году похоронили 27 русских воинов. На могиле поставили три малых деревянных креста и один большой, окрашенный черной краской, на котором имелась надпись: "97-й пешей Орловской дружины ратник 2-ой роты Франц Балтрушайтис. Убит в бою 9 февраля 1915 года", Там же неподалеку находилось еще 15 одиночных могил солдат из 21-го пехотного Муромского полка, 22-го пехотного Нижегородского полка и 6-ой артбригады. На всех могилах стояли деревянные кресты. Надписи на большинстве к лету 1915 года были размыты дождем. Некоторые удалось прочитать: "Здесь погребено тело воина 4-ой батареи 6-ой артбригады Петра Денисова, павшего в бою при с. Гожа 9 февраля 1915 года"; "Алексей Артюшин". На одной из могил, которая летом 1915 года располагалась при построенном через реку Неман Мосту у села Гожи, существовала надпись: "Рядовой 22-го Нижегородского полка пал смертью героя 9 февраля" (1915 г. - примеч. автора). Сведения, приведенные в этом абзаце, были впервые опубликованы в монографии профессора Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Валерия Николаевича Черепицы "Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны: мероприятия гражданских и военных властей по обеспечению обороноспособности и жизнедеятельности" (Минск: Беларус. Энцыкл. iмя П. Броукi, 2009.- 536 с., илл.), на страницах 251 - 252. Источником этих сведений являются документы, хранящиеся в Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно. Но информация приводится по состоянию на июнь 1915 года, после чего вплоть до начала сентября того же года в этой местности проходили ожесточенные бои, а, значит, забытых братских могил и одиночных захоронений имеется гораздо больше.
     В годы Великой Отечественной войны солдаты 56-й стрелковой дивизии, отступавшие из района Августовского канала, вблизи деревни Привалка разгромили встретившийся на их пути немецкий артиллерийский полк. Места захоронения павших в том бою воинов РККА и военнослужащих Вермахта остаются неизвестными, скорее всего, советские солдаты были похоронены на месте своей гибели или вблизи нее.    
     Можно добавить, что в 1990-х годах ксендз настоятель Привалковского костела Станислав Гавлик (умер в 1996 году) во время ноябрьских Дедов - католического Дня повиновения усопших, возглавлял шествие верующих к этому воинскому кладбищу и проводил поминальную службу, утверждая, что именно в там в 1920 году были похоронены также несколько солдат польской армии периода Советско-польской войны. Однако могилы польских солдат во время поисковых работ найдены не были.
 
 
       Приходское (парафиальное), ныне коммунальное кладбище в деревне Привалка
 
       Современное Привалковское коммунальное кладбище было основано, по всей видимости, в последней трети XIX века. Возможно, первыми погребенными на вновь образованном кладбище стали жертвы эпидемии холеры, а также представители окрестной шляхты, которую больше нельзя было хоронить у костела. Их погребали рядом с местечком, на лесной возвышенности, с двух сторон ограниченной улицами, плавно переходившими в лесные дороги, с третьей – лесом, а с четвертой – быстрым ручьем, который несет свои воды в Неман. Словом, кладбище было расположено в весьма живописном месте.
 
       Вскоре на этом кладбище появились уголки, где хоронили своих покойников жители окрестных деревень Озерки, Чернушки, Шабаны, Дуброва, Свентоянск, и, конечно же, Привалки. Новое кладбище располагалось не так далеко от костела и центра деревни, и находилось гораздо ближе к окрестным принеманским деревням, чем древний привалковский некрополь, что создавало жителям определенное удобство.
 
Одно из старых захоронений на Привалковском кладбище
 
       Сейчас кладбище занимает территорию около одного гектара.
 
       Вызывают интерес могилы окрестной шляхты, сохранившиеся до нашего времени. Это, прежде всего, захоронения рода Манкелевич и Коллантай конца XIX века. В перечень жителей, похороненных на кладбище, помимо уже упомянутых, издавна входили следующие фамилии: Бельский, Будель, Вашкель, Вейкшнер, Герасимович (Гарасимович), Гиль, Гленбоцкий, Дамулевич, Дудало, Жуковский, Кисель, Киселевский, Козловский, Коленда (Колендо), Лаврушкевич, Лопатинский (Лапатинский), Масаленис, Матюкевич, Можджер (Можджар), Мурин, Наседко, Окстин, Пелуть, Пшепесть, Садовский, Сенкевич, Суровец, Талевич, Тертель (и Тертень), Хитрушко, Шавельский, Шестак, Шимановский, Юрканис, Юркевич и другие.
 
Старинные могилы на Привалковском кладбище. Справа - захоронение Манкелевич 1883 года
 
       В годы советской власти кладбище приобрело статус коммунального. В связи с этим со временем на нем появились немногочисленные захоронения православных, преимущественно, приезжих, работников колхоза и др. Но абсолютное большинство захоронений все же принадлежит католикам. Кстати, православные жители деревни, за неимением в округе церкви, в большинстве своем охотно посещают католические богослужения в местном костеле, которые проводятся по утрам в воскресные и изредка другие дни.
 
       На кладбище сохранились могилы жителей округи, погибших после окончания Великой Отечественной войны от рук литовских «лесных братьев». Имеются также могилы репрессированных советской властью жителей, которым удалось вернуться на родную землю после 1953 года.
 
       Сохранился здесь и уголок деревни Озерки. Могилы жителей Озерков (Круш, Окстин, Суровец, Шавельских и других семей), как правило имеют деревянные надгробия, по форме напоминающие более поздние каменные памятники, с навершиями в виде деревянных либо металлических крестов. На дереве вырезаны имена захороненных и посвященные им эпитафии. На отдельных деревянных памятниках когда-то имелись и медальоны с фотографиями умерших. Деревня Озерки, насчитывавшая около 80 дворов и до 500 жителей, в 1957 году, в связи с расширением Гожско-Пореченского полигона, была отселена. Большинство ее жителей выехали в Литву, небольшая часть осела в других окрестных деревнях и в областном центре. С тех пор захоронения ее жителей в Привалке, естественно, прекратились, и по старым сохранившимся могилам можно видеть, как выглядело все Привалковское кладбище в первой половине XX века. Ныне этот уголок кладбища заброшен, порос кустарником, а часть надгробий уже упала от ветхости и поросла мхом.
 
Уголок захоронений жителей деревни Озерки на Привалковском кладбище
 
Крест, установленный в том месте, где когда-то начиналась деревня Озерки. Гожский учебный полигон 6-й гвардейской отдельной механизированной бригады
 
       В конце XIX и в XX веке на кладбище стояли довольно высокие кресты, некоторые из которых достигали в высоту пяти метров и более. До нашего времени они не сохранились. Как уже было сказано, среди старых могил преобладают деревянные надгробия в виде памятников, либо деревянные католические кресты. Имеются также надгробия гродненских мастерских, в виде обелисков или в форме деревьев. Есть также самодельные надгробия из бетона, часть из которых окрашена черной краской. Краской же написаны и некоторые эпитафии. Надгробия 70-80-х годов, заказанные в Гродно или в Литве, выполнены преимущественно из бетона с добавлением мраморной крошки, имеются также сварные металлические кресты из труб. Современные памятники изготовлены из гранита, габбро и других материалов, как правило, в гродненских мастерских. Но есть и надгробия, сделанные в Литве, в том числе с эпитафиями на литовском языке. Это – атрибут начала XXI века. Многие захоронения не имеют памятников, а деревянные кресты, когда-то установленные на них, давно истлели. Некоторые, наиболее древние могилы, почти полностью уже сравнялись с землей.
 
Высокий крест с упавшей перекладиной и одна из старейших могил с кованной оградой на Привалковском кладбище
 
       Интерес вызывают сохранившиеся с конца XIX - начала XX века кованные оградки. Имеются также оградки в виде декоративных цепей. Большим разнообразием отличаются и кресты-навершия надгробий.
 
Образцы крестов на надгробиях Привалковского кладбища
 
       На территории кладбища растут довольно старые и высокие сосны. Жители посадили там ряд вечно зеленых кустарников и ценных невысоких хвойных пород деревьев: различные виды туй и можжевельник, которые в традиционной европейской культуре принято иметь на кладбищах. Подножие густо покрыто мхом, поверх которого произрастают травы, а в заброшенных уголках – еще и кустарники. Вокруг же кладбища находится густой смешанный лес, в котором можно найти сосны и ели, можжевельник, дубы, осины, клены, березы, различные кустарники, травы, мхи и лишайники.
 
       Так как кладбище было ограничено естественными препятствиями, по-началу, оно не имело ограды. В 1970-е годы вокруг кладбища силами колхоза «Искра» и местных жителей был возведен деревянный забор, а в 1973 году - и ворота из белого силикатного кирпича. В 2011 году со стороны деревни вместо деревянного забора были установлены бетонные ограждения.
     Уход за кладбищем в послевоенное время осуществляли, помимо жителей, курируемых приходским ксендзом, в первую очередь Привалковская базовая школа и местный колхоз "Искра" (ныне - СПК "Гожа"), помощь оказывал Привалковский, а сейчас - Гожский сельсовет. В 2010 - 2011 году на кладбище наводили порядок после урагана, пронесшегося по Гродненщине летом 2010 года и поломавшем здесь несколько больших сосен, при падении которых было разрушено несколько надгробий. Аварийные деревья при помощи местных властей были убраны, оборудовано место для сбора мусора.
 
Ограда и ворота Привалковского кладбища
 
       Традиционно, перед католическими праздниками и, особенно тщательно, накануне ноябрьских католических дедов, на кладбище наводится порядок. Люди украшают могилы цветами, зажигают лампадки, составляют "выпоминки" - списки умерших родственников, за упокой которых на ноябрьские "Деды" проводится поминальная служба в костеле. После службы процессия с хоругвями во главе с ксендзом обходит все уголки, проводя молебен и освящая могилы. Деревня ныне уже небольшая, до 200 жителей, в других окрестных деревнях осталось от одного до нескольких населенных дворов, тем не менее, кладбище содержится в образцовом состоянии, что говорит о набожности и высокой духовной и общей культуре жителей деревни Привалка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Мои файлы | Добавил: Белорусс
Просмотров: 7892 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz