Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 09:51

Гродненская старина

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [16]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Гродно раскрывает тайны: Загадка старинной гравюры
[ Скачать с сервера (528.4Kb) ] 08.10.2012, 18:52

Гродно раскрывает тайны: Загадка старинной гравюры

 

Гродно в Великом княжестве Литовском. Гравюра Г. Боденера, начало XVIII века. 


Город Гродно издавна оказывал глубокое впечатление на путешественников своей грандиозной панорамой, открывавшейся с левого берега реки Неман: древние архитектурные шедевры гармонично увенчивали вершины принеманских холмов, а над кривыми улочками, тесно застроенными домами ремесленников, живописно возвышались башни и шпили ратуши и многочисленных костелов, а также кровли православных церквей. Именно таким город предстал в 1567 году перед немецким художником Гансом Адельгаузером, который запечатлел увиденное на рисунке, а в 1568 году известный нюрнбергский издатель Матиас Цюндт отпечатал по его изображению большую настенную гравюру. Так Гродно стал первым населенным пунктом Беларуси, Литвы и Украины, изображенным на гравюре. В последующие годы гравюры города на Немане изготовили Гогенберг и Браун (1575), и многие другие издатели. Большинство из них за образец использовали работу Матиаса Цюндта. Оригинальную гравюру города исполнил в 1600 году Томаш Маковский. Все вышеперечисленные изображения Гродно отличались глубокой детализацией и относительной точностью, которые позволяют не только увидеть, как выглядел город в те далекие времена, но и многое рассказать об его архитектуре, экономике и культуре.

Вместе с тем существует еще одна гравюра Гродно, которая повергает в шок историков, архитекторов и краеведов – работа Г. Боденера. На ней изображен типичный западноевропейский город с большим раннеренессансным замком в центре и готическими храмами по обе стороны от него. Впечатление завершает каменная стена с высокими башнями, за которой виднеются многочисленные дома горожан. Картинка мало согласуется с другими дошедшими до нас видами города, свидетельствами археологов и историей. Можно было бы сказать, что это не Гродно, и тем самым прекратить дальнейшую дискуссию, если бы не одно «но»: на ленте в верхней части гравюры написано заглавие - «Grodno. Im Gross Hertzogthu Litthauen» («Гродно в Великом княжестве Литовском»). Ученые давно ломают копья над этой загадкой, называя гравюру то экзотической, то фантастической, а то и относя ее к другому старинному белорусского городу – Могилеву. Там когда-то существовал похожий замок, также запечатленный на гравюре. Однако, приходится с ходу отмести эту версию: замок похож по архитектурному стилю, но однозначно не тот.



Панорама Могилева. Немецкая гравюра XVIII века.


Несмотря на все казусы, достаточно красивую гравюру Боденера с величественной панорамой Гродно можно без труда найти во многих работах, посвященных истории областного центра Принеманья. И многие годы, встречая это нетипичное изображение на страницах книг, я также задумывался над его загадкой. Давайте на каверзный вопрос: «Гродно это или не Гродно?», попробуем ответить вместе.



Раскрашенный вариант гравюры Г. Боденера с изображением Гродно (с сайта Artinfo.pl)


Наше расследование начнем с личности художника, подпись которого «Г. Боденер», присутствует на полотне в его нижнем правом углу. Известно, что гравюра издана в начале XVIII века. В то время в Западной Европе работало целых два известных немецких картографа и художника-гравера по фамилии Боденер (Bodenehr), причем имена у обоих были Габриэль. Это Габриэль Ганс Георг Боденер (1664 – 1758), и Габриэль Боденер Второй (8.2.1673 – 21.8.1765). Оба они принадлежали к роду известных картографов, граверов и издателей из Аусбурга, и были, по-видимому, названы в честь общего предка, картографа Габриэля Боденера (1604 – 1658). Боденерам принадлежит множество карт и гравюр городов и замков Западной Европы. Проанализировав их работы, можно склониться к выводу, что гравюру Гродно создал, по всей видимости, Габриэль Ганс Георг Боденер. На его видах Нарвы и Ивангорода, и многих других изображениях, мы видим аналогичные нашей гравюре ленточки с заглавиями.



Гравюра на меди с изображением Нарвы и Ивангорода работы Габриэля Ганса Георга Боденера (1664 - 1758), 1720 г.


Известно, что работы Габриэля Боденера отличались точностью. Немецкий бюргер, подготовивший множество талантливых учеников, дорожил не только личной маркой мастера, но и славой своей всемирно известной фамилии. Так как же получилось, что гравюра с изображением Гродно стала настолько не точной, что потомки приписали ее автору буйную фантазию?

Ответ на этот вопрос прост: Габриэль Боденер никогда не был в Гродно. Свою работу он делал, используя рисунки других художников. В этом и коренится отгадка тайны – у автора имелись некие изображения, подписанные как Гродно, которые Боденер некритично принял за образец, а дальше, как говорится, дело техники. Сопоставив имеющиеся виды, он на высоком профессиональном уровне выполнил работу, которая не оставляет равнодушным и много веков спустя.

Последовательно анализируя силуэты зданий на гравюре, изображенные справа от замка, можно узнать нечто очень похожее на Фару Витовта, гродненскую ратушу и Симеоновскую церковь, а далее и костел Бернардинского монастыря, правда, без привычной нам высокой колокольни. Однако именно так он выглядел в конце XVI - начале XVII века. По характерным деталям видно, что Боденер использовал гравюру Томаша Маковского 1600 года, либо более поздние ее перерисовки. Эта часть Гродно окружена стеной с двумя высокими башнями, которые также перекочевали с гравюры Маковского, где были нарисованы справа от Бернардинского монастыря. В оригинале они служили укреплениями ныне малоизвестного третьего гродненского замка – деревянного, а впоследствии ставшего бастионным, располагавшегося на холме между Бернардинским монастырем и современным железнодорожным мостом. Он предназначался, в отличие от других гродненских замков, где размещались королевские службы, для укрытия в военное время простых горожан.



Слева направо: Фара Витовта, Ратуша, Симеоновская церковь, Бернардинский костел и стены деревянного замка с двумя башнями на гравюре Томаша Маковского 1600 года.


Осталось выяснить, что за здание с башней находится в дальней левой части гравюры. По всей видимости, это – еще одно изображение Фары Витовта, или, возможно, костела монастыря Бернардинок, который уже существовал в эпоху Боденера, но почему-то оказался расположенным с другой стороны от замка, к тому же показан с крестово-купольной планировкой, подобно Иезуитскому костелу (освящен в 1705 году) или базилианскому храму Рождества Богородицы, воздвигнутому между 1720 и 1751 годами.

А вот с гравюры Цюндта, либо с других полотен, копирующих его работу, Боденер позаимствовал домик у моста, причем, по гродненской традиции XVI века, ближнюю к нам стену здания показал как фахверковую конструкцию. Правда, в его варианте эта постройка превратилась в водяную мельницу. Из того же источника, возможно, взят и ряд домиков слева от нее, а также фрагмент забора на переднем плане. На этом, однако, сходство заканчивается. С какого образца Боденер перерисовал величественный замок, городские ворота и другие детали в центральной и дальней левой части гравюры, пока не понятно.

Так, может, существовало и другое Гродно, изображения которого автор по ошибке использовал в своей работе? Вы не поверите, но так оно и есть! Это - замок Гродно (Grodno) в Западной Польше, в Силезии, который возвышается на вершине горы Хоина в живописной северной части Совьих гор. У его подножия протекает река Быстшица Свидницка. Замок был построен в 1198 году князем Болеславом Высоким и за прошедшие с тех пор восемь столетий неоднократно перестраивался. Свой наибольший расцвет он пережил в первой трети XVII века, когда и был, по всей видимости, запечатлен на картине, которую использовал Боденер. Силуэт дошедшего до нас более позднего его  рисунка очень напоминает контуры замка с гродненской гравюры Боденера, только там он приукрашен многочисленными башенками и выполнен в современном автору стиле. Однако план укрепления, некоторые характерные детали и этажность достаточно высоких замковых зданий совпадают.



Замок Гродно в Польше


Наличие иллюстрации польского замка Гродно спутало Боденеру все карты. Пытаясь вписать его в контуры нашего города, он использовал всю свою фантазию и богатый профессиональный опыт. Старый замок с гравюры Маковского, как и королевский двор, на месте которого позже возник Новый гродненский замок, были отброшены как раритеты, и в освободившееся пространство немецкий автор посадил их более презентабельного западного собрата. При этом своды каменного многопролетного моста силезской твердыни превратились в арочные ворота города Гродно, башня предмостного укрепления стала одной из высоких башен городской стены в центре гравюры, а стены, идущие перпендикулярно от нее, стали стенами, проходящими по краю неманского моста. Сам мост обратился в некую дамбу с дорогой, ведущей в город. Дощатый мостовой настил с видов Цюндта и его подражателей стал дощатым забором, за которым зацвели сады, а могучая река Неман неожиданно пересохла, превратившись в небольшую изгибающуюся речушку с миниатюрным мостиком на переднем плане. Ее контуры вплоть до моста совпадают с обводами левого берега Немана на других, более узнаваемых гравюрах Гродно.

Итак, подытожим наши результаты. Пытаясь соблюсти точность и совместить несовместимое, Боденер создал химеру, представляющую собой, тем не менее, оригинальный градостроительный шедевр-фантазию на тему Гродно.

Но разрешили ли мы загадку старинной гравюры? Скорее всего, да. Это – однозначно Гродно, как и указано в названии. И, значит, гравюру Боденера можно смело использовать как еще один ценный источник по истории архитектуры и градостроительства нашего города. Впрочем, дискуссия по поводу гипотезы, действительно ли в центре гравюры изображен силезский замок Гродно, а также по вопросам отождествления отдельных изображений костелов и других архитектурных доминант, скорее всего, продолжится. А это значит, что грядут новые удивительные догадки и открытия, касающиеся истории города Гродно.


Представители семейства картографов, издателей и граверов Боденер из Аусбурга (Южная Германия) по имени Габриэль. Немецкие гравюры XVIII века.







Категория: Мои файлы | Добавил: Белорусс | Теги: гравюра, Гродно, Габриэль Боденер
Просмотров: 3695 | Загрузок: 136 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz